Искусство оставаться красивой

С тех пор, как существуют люди, у них было стремление нравится друг другу и казаться красивее, чем было им дано природой; но как самое понятие о красоте, так и пути к ее были различны в разные времена и у разных народов каждый их изменял, приспособляя к собственному и эпохе. Вообще же, самое понятие о красоте есть одно из наиболее трудных определений и точной формулировки не имеет: врач дает одно описание, художник — другое, молодость — свое, со старостью, и в древности оно было далеким от наших представлений; как и всюду, здесь не стоит оспаривать чужих вкусов, но большая часть требований людей в этом отношении сводится целиком к внешнему проявлению общего здоровья : оно одно дает веселое выражение глазам, блеск молодости и свежесть лицу, которые нас так очаровывают; тогда как плохое питание, пренебрежение к своей внешности, излишества в косметике высушивают и обесцвечивают кожу, проводят ранние морщин, придают лицу сероватый оттенок, лишают волос и зубов. Но, несмотря на все многообразие вкусов, на разницу в требовании жизни и моды, для всех народов общим всегда оставалось одно желание, одно постоянное стремление: путем искусства привлекательность лица и тела, и, несмотря на разницу средств, цель у всех была одна — стать лучше подобных себе; но только в наше время стало принятым думать, что красота есть дар природы и что она так же свободно расцветает, как на лугу цветок, сама по себе, без всяких забот и ухода за ней.

Объясняется это отчасти прежними взглядами на косметику, когда к ней прибегали, чтобы закрасить дурной цвет, замазать морщины и т. п.; но дело в том, что современная косметика от древней имеет полное право на титул честной , так как она заботится не об одной показной части тела – лице, но обо всем; стремится его укрепить, улучшить его обмен веществ; с этой целью мы должны в каждом отдельном случае урегулировать все функции организма, установить в них равновесие, и тогда свежесть и здоровье легко отразится и на зеркале тела- лица. Конечно, нельзя отождествлять понятия «здоровье» и «красота» как делали прежде, говоря, что красота есть осязаемое проявление здоровья; но остается несомненный факт, что красота и все ее проявления без свежести лица и без его веселого выражения на всякого постороннего человека произведут уныние и скучное впечатление; здесь же нужно отметить, что далеко не один год уничтожают красоту: у одних она остается долее, у других улетает раньше; очевидно, существуют причины, которые передвигают эти границы то в ту, то в другую сторону.

Так как красота для женщины часто не менее важна, чем здоровье, то развитие и сохранение ее заслуживают всяческих забот. У древних народов стремление приумножить красоту было настолько развито, что уже Клеопатре приписывалось сочинение «О лекарствах для лица», которое подобно многим другим, погибло на пожаре Александрии; через всю древнюю историю и средневековье тянется до наших дней длинный след косметики, старающейся украсить и улучшить то, что дано природой, и скрыть то многое, в чем она отказала, так как безобразие есть горе, остающееся на всю жизнь. Понятно, что гигиена не может изменить черты лица, но зато она есть все для его цвета и выражения и сводится вся сила очарования: выражение глаз, густота волос, цвет кожи и белизна зубов интересуют нас больше всего, так как рациональная гигиена, проводимая с детства, именно здесь закладывает основы красоты. Вот почему, хотя создать красоту и невозможно, но выставить в лучшем свете хорошие стороны тела, уменьшить его видимые несовершенства — это задача гигиенической косметики, которая, в свою очередь, вряд ли обойдется без косметики зеленой, то есть косметики растений, трав, фруктов и овощей.

Поддерживающей нежность и упругость тканей и при том же не имеющей никаких отрицательных сторон в своем действии. Великий ученый средневекового Востока аль — Бируни, будучи уже безнадежно больным, задумался, что еще он может дать людям, на что потратить остаток своих сил. И вспомнился ему случай, происшедший много лет назад в Хорезме. Эмир Хорезма страшно занемог, никто не мог помочь правителю в этом горе, как неожиданно из Нишапура является посланец с рецептом целебного снадобья. Рецепт был срочно представлен лекарям, которые и принялись над ним колдовать, но никак не могли найти одно из его составляющих. Как вдруг один человек предложил открыть секрет за 500 дирхемов чистого серебра, получив которые выдал корневище касатика. Его тут же обвинили в мошенничестве, он же ответил: «Вы купили то, что вам нужно», хотя и не знали его названия».

Бируни остаток дней посвятил работе над своей знаменитой «Фармакогнозией».